История

Началом истории группы можно назвать 1998 год, когда в Санкт-Петербурге на обломках нойз-индустриального проекта знакомятся путешественник и экспериментатор Александр Старостин, выступающий под псевдонимом Фёдор Сволочь и задумчивая и прекрасная Яна Вева — будущая вокалистка проекта.

После успешного совместного концерта в Галерее Экспериментального Звука в 1999 году музыканты решают сменить название на более звучное — Theodor Bastard . В английском языке «Bastard» значит не только «незаконнорожденный», но и — «помесь», «микс», «смесь», что как нельзя лучше отражает суть творческого метода группы. Идеолог проекта Фёдор Сволочь особенно подчеркивает, что подобный подход близок к полистилистике, в которой элементы различных жанров гармонично сочетаются друг с другом, рождая новый музыкальный подтекст. Эта идея и ложится в основу музыкальной парадигмы Theodor Bastard.

В состав Theodor Bastard на тот момент входят:
Федор Сволочь — гитара, сэмплирование
Яна Вева — вокал
Алексей «Кусас» Курасов — перкуссия
Тарас «Монти» Фролов — клавиши
Макс Костюнин — бас

Живые выступления группы, инспирированные обрядами некоторых полинезийских племен, будучи пропущены через призму индустриального футуризма, заслуживают отдельного комментария. Участники Theodor Bastard выходят на сцену в противогазах и странного вида шлемах. Наряду с традиционными инструментами звучат пластины от глянцевателя, дверные пружины и старые игровые приставки. Фрагменты этих живых экспериментов находят отражение в концертном сборнике, незатейливо названном «Live In Heaven» . Под «небесами» в данном контексте имеются в виду психоделические опыты некоторых участников группы и первые впечатления Фёдора от поездки за полярный круг, вместе с археологической экспедицией.

В 1999 году, как напоминание о нойз-индустриальной молодости, Фёдор Сволочь выпускает альбом «Agorafobia», в котором в нескольких треках сквозь шумы можно расслышать голос Яны Вевы. «Agorafobia» — это дань экспериментальному прошлому проекта. Музыка альбома времена напоминает саундтрек к печальному мистическому триллеру. Фёдор утверждает, что посвятил альбом ушедшим друзьям юности и некоторым воспоминаниям собственного детства, прошедшего в рабочем районе на окраине мегаполиса.

Начиная с нулевых годов роль Яны Вевы в творчестве коллектива значительно возрастает, вместе с этим начинает меняться и музыка. Звук Theodor Bastard наполняется восточными мотивами и европейской готикой. Коллектив постепенно отходит от мира нойз-экспериментов в сторону трип-хопа и этно-музыки. Одной из первых полноценных записей с вокалом Яны Вевы становится версия песни «Satellite», записанная Theodor Bastard в 2001 году для американского лейбла «Invisible records». Этот трек хорошо характеризует новаторский подход группы к звуку — ломаный, почти нойзовый бит в этой песне умело замиксован с фольклорно-напевным вокалом Яны Вевы, который оттеняет зловещий шепот Фёдора.

В марте 2003 года, после импровизированного тура по городам Бельгии и выступления на фестивале «Faut Qu’ca Bouge» в зале «Les Hall» в Брюсселе, Theodor Bastard наконец завершают процесс записи альбома «Пустота», первой своей студийной работы, созданной полноценным составом участников. Несмотря на то, что в дискографии Theodor Bastard это шестой по счету диск, музыканты негласно считают его дебютным. В альбоме «Пустота» Фёдору удается найти крайне удачное сочетание электронных битов и этнических инструментов. А Яна Вева окончательно вырабатывает свою уникальную вокальную манеру, которая отсылает слушателя как к восточной музыкальной традиции, так и к балканскому и русскому фольклору. Музыканты впервые экспериментируют и с текстами. В «Пустоте» наряду с русскими и английскими песнями можно услышать тексты на языках пушту и урду. А в некоторых вещах Яна использует так называемые «глоссолалии» — сочетания звуков или слов, утративших первоначальный смысл. Такой прием часто встречается в заговорах и в припевах народных песен, а также является частью многих сакральных традиций, от христианской до языческой.

Художник Кол Белов рисует флэш-клип на заглавную песню альбома. Эта работа из-за своей яркости и необычности быстро становится визитной карточкой группы, в том числе и за границей.

За права на издание «Пустоты» борются сразу несколько иностранных лейблов. В Германии контракт с Theodor Bastard достается фирме грамзаписи «Pandaimonium». За океаном «Пустоту» представляет «The Art Records», в Турции —«Muzikal Yapim». А в России диск традиционно выходит на «Fulldozer» — лейбле, организованном Фёдором еще во времена его увлечения нойзом. В поддержку альбома «Пустота» Theodor Bastard дают ряд концертов в Европе, в том числе и на крупнейшем немецком фестивале «Fusion».

Материалы о Theodor Bastard появляются во всех ведущих немецких музыкальных изданиях, песни попадают на независимые радиостанции и на всевозможные инди-сборники. Параллельно с этим Theodor Bastard принимают участие в организации трибьюта Джону Бэлансу (Coil) , альбом выходит на «Fulldozer». В презентации этого диска, помимо Theodor Bastard , исполнивших песню «Love’s Secret Domain», принимает участие Питер Кристоферсон (Coil) , который специально приезжает из Таиланда ради этого концерта.

Theodor Bastard также начинают сотрудничество с группой Театр Яда. Н. Ян, лидер Театра Яда, исполняет партию вокала в новом варианте песни «Сельва» для анимационного клипа, созданного талантливым сибирским художником Артуром Меркуловым. В 2006 году по итогам многочисленных выступлений группы на лейбле «Бомба-Питер» выходит второй концертный альбом коллектива «Суета», который вбирает в себя записи лучших концертов Theodor Bastard от Петербурга до Брюсселя. Но это издание является лишь компромиссом, дающим возможность Фёдору, Яне и их товарищам перевести дух после гастролей и сосредоточится на новом материале.

Всё возрастающее увлечение Фёдора и Яны народной музыкой не находит должного применения в звучании группы. Фёдор заключает, что громкие барабаны и гитары мешают в полной мере раскрыться фолк-составляющей вокала Яны. Они совместно решают реформировать саунд группы — вернуться к истокам экспериментального звука и объединить его с фолком. Музыканты также пытаются отойти от дарк-эстетики и найти иное звучание, соответствующее новому русскоязычному материалу. Так рождается альбом «Белое: Ловля Злых Зверей», который в 2008 году выходит на лейбле «Q-Code». Этот диск в корне разрушает привычное представление о саунде Theodor Bastard . По сути это уже новая группа, со странным вкрадчивым полуэлектронным звучанием и русскоязычными песнями. Именно на этой пластинке Яна Вева впервые демонстрирует свой сочинительский талант, придумывая не только слова для большей части песен, но и многие гармонии. Звук альбома оказывается пропитан русским фолком и славянской мифологией.

Несмотря на кардинальную смену эстетики и звучания, Фёдор остается недоволен результатом. Музыканты возвращаются в студию с целью еще раз переработать звучание. Итогом этих экспериментов становится альбом «Белое: Предчувствия и Сны», вышедший годом позже на аргентинском лейбле «Twilight». Для нового материала требуется и новый подход к концертам. В очередном гастрольном туре группы принимают участие: Мария Акимова на гуслях, виолончелистка Мила Федорова и барабанщик — Andy Vladych, который вскоре входит в основной состав проекта.

Всё это время, несмотря на занятость в гастролях и записях, музыканты группы остаются заядлыми любителями самостоятельных путешествий. Федор успевает посетить Иран, Ливан и Сирию, где общается с местными музыкантами и собирает материал для будущих релизов. Перкуссионист группы Кусас посещает Марокко и Эфиопию. Яна заинтересована китайской народной музыкой и летит в Пекин, где приобретает некоторые музыкальные инструменты, включая флейту «баву». Это увлечение фольклором народов мира находит отражение в сингле Theodor Bastard «Tapachula», который выходит в 2010 году. Коллекционное издание этого вручную оформленного диска становится первым релизом нового лейбла группы — «Theo records». Основной материал упаковки — сухие стволы карельской березы, которую можно встретить лишь на печально известных синявинских болотах. С презентацией сингла группа впервые выступает в Варшаве и Познани, а также дает концерт в центральном театре Лейпцига в рамках фестиваля «WGT».

Вдохновленные успешными концертами, музыканты садятся за запись нового материала. Причем впервые записываются не в домашних условиях, а на известных петербургских студиях — «Добролет» и «Дом 1000 звуков». Музыкантам в сведении помогает известный звукорежиссер Андрей Алякринский.

Параллельно с работой над альбомом Theodor Bastard издают скопившиеся в архивах группы многочисленные ремиксы, сделанных другими артистами на песни Theodor Bastard . Так в 2011 году появляется сборник — «Remixed». На диске можно услышать множество иностранных проектов — Animals On Wheels (UK), Tracing Arcs (UK), State Of Bengal (UK), Scanner (UK), Flint Glass (France), Geomatic (Netherlands), Fedayi Pacha (France), Up, Bustle & Out (UK), Infinite scale (UK), Neotropic (UK) и многих других, которые препарируют песни петербургского коллектива.

В 2012 году группа, наконец, завершает работу над альбомом, названном по песне «Oikoumene». Диск становится настоящим вызовом поклонникам, привыкших к полуэлектронному саунду коллектива. На «Oikoumene» музыканты отказываются от привычных электронных звуков и сосредоточиваются исключительно на живых акустических инструментах, привезенных ими из дальних путешествий. В некоторых песнях можно услышать такие инструменты, как даф, дойра, думбек, удо, калимба, реко-реко, кашиши, ашико, талкинг драм и множество различных джамбеев и конгас.

Яна значительно дорабатывает и совершенствует свою вокальную технику. Теперь ее голос звучит по-настоящему разнообразно — пение изменяется от вкрадчивого и интимного до обволакивающего и мощного. А привезенная из Китая флейта «баву» удивительно гармонично вписывается в новый саунд коллектива.

Еще одним сюрпризом для слушателей становится состав музыкантов участвовавших в записи альбома. В записи диска принимают участие культовый британский коллектив Fun-Da-Mental, зулусский хор The Mighty Zulu Nation, индийский исполнитель на сароде Rampur Rani и уникальный французский певец африканского происхождения — Julien Jacob. Альбом Oikoumene был издан в России 2012 году, а 2013 году был выпущен на немецком лейбле Danse Macabre. И в том же 2013 году, на лейбле мирумир, альбом увидел свет в формате виниловой пластинки. В поддержку альбома Oikoumene группа проводит серию туров по России и Европе, а также участвует в крупных фестивалях, таких как: Wave Gotic Treffen (Германия), Wild Mint (Россия), Dark Boombastic Evening (Румыния), Вольные Паветра (Беларусь), Labadaba (Латвия), Menuo Juodaragis (Литва), Castle Party (Польша) и других.

Одновременно с концертной деятельностью, в конце 2012 года, группа выпускает новый релиз – Music For The Empty Spaces. В альбом вошли композиции, написанные группой к документальным фильмам бразильского режиссера Густаво Сантоса, фильму Виктора Фокеева «Загадки нашего Я» и для модного показа авангардного японского дизайнера Юши Кюрода. Другую часть треков можно охарактеризовать как «неизданные саундтреки к несуществующим фильмам». Музыка альбома балансирует между этноэлектроникой, эмбиентом и дабом и реализует наиболее экспериментальные грани творчества Theodor Bastard последнего времени. Позже, в конце 2014 года, релиз был выпущен на лейбле Fulldozer Records ограниченным коллекционным тиражом. Буклет, входящий в комплект издания, включил сказку, написанную Федором Сволочью специально для этого издания.

Весной 2013 года, группа решает провести смелый эксперимент и подготовить необычную акустическую программу с максимумом живых инструментов и камерным звучанием. Для реализации этого замысла были приглашены дополнительные музыканты: Филипп Барский (арфа, цимбалы), Владимир Белов (виолончель), Василь Давлетшин (бас-гитара). По количеству музыкантов, инструментов, разнообразности и сложности аранжировок программа получилась, пожалуй, самой сложной за всю историю группы. Концерты прошли в 4 городах: Казани, Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге и получили такой большой резонанс, что было решено зафиксировать хотя бы часть песен в таком звучании. И, буквально через неделю после завершающего концерта, музыканты собрались на легендарной студии Добролет, где записали 8 композиций. Одновременно осуществлялась профессиональная видеосъемка. В результате получился фильм-концерт “Theodor Bastard — Live in Dobrolet studio”.

В 2014 году группа отмечала 10-летний юбилей выхода альбома “Пустота”. Этот альбом является ключевым в истории группы, благодаря ему группа получила широкое признание в России и за рубежом, и во многом он определил дальнейшее развитие группы. Музыканты решили по этому поводу сделать серию “юбилейных” концертов и попытаться восстановить звучание и атмосферу, которая была присуще группе в тот период выступлений. Для этого в состав музыкантов временно вернулись экс-участники: Макс Костюнин (бас) и Тарас «Монти» Фролов (клавиши). Завершающим штрихом стало восстановление оригинальных костюмов и реквизита.

Также, к этим юбилейным концертам было выпущено специальное переиздание альбома “Пустота”. Для этого музыкантам пришлось по крупицам пересобрать композиции, перезаписывать отдельные партии, заново сводить и мастеринговать альбом. Задачей было сделать такой звук, который хотелось получить еще 10 лет назад, но по техническим и финансовым причинам тогда этого не удалось добиться. В итоге ремастеринговая “Пустота” сохранила изначальное оригинальное звучание, но при этом приобрела современное качество. Изданный диск получил не только обновленные песни, но и обновленный дизайн. Кроме того в него был добавлен бонус-трек песни “Selva” записанный совместно с Яном Никитиным. Именно эта версия использована в рисованном видео Артура Меркулова “Selva”

Также осенью 2014 года музыканты приняли участие в международном проекте BalconyTV. Группа записала одну из своих песен, сыграв ее на крыше дома в центре Питера. Оставаясь верными своим принципам, музыканты подготовили новую необычную аранжировку с использованием некоторых интересных музыкальных инструментов, а настоящей изюминкой стало участие в записи легендарного музыканта-виолончелиста Севы Гаккеля, известного по своему сотрудничеству с такими группами как «Аквариум», «Кино», «Турецкий чай» и др. В 2015 году группа принимала участие в фестивалях Бродский Drive (Россия, Санкт-Петербург), Зов Пармы (Россия, Пермский край, с. Камгорт), Castlefest (Нидерланды, Лиссе).

В конце апреля 2015 года группа выпустила альбом «Vetvi», тепло принятый поклонниками и ставший за очень короткий срок одной из самой популярных работ коллектива. В названии альбома упоминаются ветви Мирового древа — мифологического дерева, объединяющего все сферы мироздания. На две песни из альбома: Vetvi и Kukushka — были сняты клипы. В 2016 году группа приняла участие в шоу-кейс фестивале Tallinn Music Week (Таллин, Эстония), в фестивалях Троица: Всё живое (Россия, Электроугли), Дикая мята (Россия, Тульская область), Dark Bombastic Evening 7 (Румыния, Алба-Юлия), Mėnuo Juodaragis XIX (Литва, Зарасай).

Пресс-релиз