THEODOR BASTARD «Сон – это дверь в другие миры»

В свете премьеры, а также предстоящих столичных концертов Theodor Bastard Звуки связались с идейным предводителем группы Фёдором Сволочь, с которым поговорили о свежем клипе “Takaya Mija”, сюрпризах на предстоящих концертах и невидимом неосязаемом “нечто”.

Звуки.ру: Расскажите подробнее о новом видеоклипе. Как пришла идея организовать танцевальный конкурс?
Фёдор: Нам стали все чаще и чаще приходить письма от танцевальных коллективов, танцовщицы хотели использовать нашу музыку в своих выступлениях. Мы подумали: “А почему бы и нет?”. Ведь уже был такой опыт – под другие композиции Theodor Bastard танцевали такие известные западные артисты, как Рэйчел Брайс или Фаруф Махафсун. Вот так и родилась идея конкурса.

Звуки.ру:Он стартовал в мае, a приём работ завершился лишь в сентябре. Как удалось справиться с большим количеством видеоматериала? 
Фёдор: Нам пришло очень много заявок из России, Украины и Белоруссии. Выбор сделать было сложно, так как все видео оказались очень достойными. Интересно, что больше всего заявок было с Украины. Там множество потрясающих соло артистов. Например, Эвелина Богуенко. Она еще год назад сделала интересную постановку на композицию “Белое”. А сейчас ее номер под “Takaya Mija”, снятый на природе впечатлил еще больше. Мы отсматривали все вместе, по нескольку раз и выбрали самые запомнившиеся работы! Конечно, наша оценка была субъективной.

Звуки.ру:Предполагалось, что клип будет смонтирован из присланных видеоматериалов, однако Takaya Mija в конечном счёте стала полноценной режиссёрской работой. Что послужило причиной изменить решение?
Фёдор: Нам очень понравилось видео танцевального коллектива Sirin Tribe не только постановкой танца, но и тем, как оно было снято. Потом, оказалось, что снимала режиссер Яна Истошина, которая занимается в этой же группе Sirin Tribe танцами. Получилось, что танцы снимает танцовщица – лучшее сочетание сложно представить. Остальные присланные нам видео, точнее самые лучшие, мы обязательно выложим в неразрезанном виде. В том числе и “Anubis”, под который здорово станцевала Анастасия Ярова. И наверное, правильно, что труд и старания участников не будут вырываться из контекста. Благодаря этому скоро вы увидите множество отличных танцевальных работ на нашу музыку.

Звуки.ру: Поскольку контакт с поклонниками у вас, очевидно, тесный, не появлялось ещё каких-нибудь идей задействовать их в творческом процессе? Например, питерская группа СБПЧ раздавала зрителям на концертах инструменты и пытались играть этаким сторуким оркестром.
Фёдор: Самый тесный контакт – это все-таки обмен вот этим невидимым неосязаемым “нечто”, что реально существует на концертах между музыкантами и публикой. Когда все складывается и с одной и с другой стороны и возникают словно два полюса одного наэлектризованного пространства – это ни с чем не сравнимое ощущение. В какой-то момент даже пропадает какая-то граница между тем, кто слушает и тем, кто играет. Ведь все слушают и все играют. И это наилучшее взаимодействие, какое может быть в музыке.

Звуки.ру: Несколько дней назад вы выложили в сеть пластинку “Music for the Empty Spaces”, материал которой копился с 2008 года. Как появилась эта работа и кто принимал в ней участие?
Фёдор: Эти треки не являются отражением саунда группы. Основная их часть писалась мной и Яной (Яна Вева – прим. Звуков) для документального фильма “Загадки Нашего Я”, вышедшего год назад. Это фильм режиссера Виктора Фокеева. Мы с Витей давние друзья. И когда он попросил написать музыку для его нового фильма, сложно было отказаться. К тому же его интерес к мистическими практиками и загадками вселенной и путешествиями на восток всегда был где-то близок к тому, чем занимались мы с Theodor Bastard. Вообще это интересная задача выйти за рамки своего творчества и написать что-то подходящее к чужой идее или к другому концепту. Основная работа велась мной на домашнем компьютере – я просто собрал все эти эскизы и дописал музыку, объединил и связал звучание друг с другом. Яна помогала очень. Также сыграл Монти – клавишник, наш бывший басист Мак Костюнин (причем на гитаре), и даже Zmitser von Holzman (ZorgeNed Hopper) исполнил партию на губной гармошке. Эти заготовки копились годами, и вот накануне концертов пришла идея их издать, объединив в единый сборник. В конце концов, я не первый год засыпаю под Роберта Райха и Lustmord – так может кто-то будет засыпать и под музыку Theodor Bastard. А сон – это дверь в другие миры.

Звуки.ру: С учётом того, что свою музыку TB выкладывает в сеть и распространяет по схеме pay-what-you-want, не теряет ли для вас актуальность формат альбома?
Фёдор: Мы по-прежнему выпускаем диски на физических носителях, и оформление альбома остается важной частью нашего творческого процесса. Например, для “Oikoumene” обложку создал гениальный художник Борис Индриков, а обложку для сборника “Music for the Empty Spaces”рисовала художница из Франции – Натали Новак. И мне нравится, как их работы оттеняют нашу музыку. Придают ей совсем другое измерение!

Звуки.ру: Просто многие исполнители сегодня окончательно отошли от альбомного формата, пополняя раз в месяц раздел аудиозаписей Вконтакте свежим треком. А для вас по-прежнему важно, чтобы альбом объединялся общей идеей, начиная от музыкального материала и заканчивая обложкой пластинки?
Фёдор: Если сравнивать с писательским ремеслом, альбомы – это романы, а композиции – это рассказы. Меня всегда привлекал жанр большой прозы. Мне как композитору интересней продумывать и писать альбом как многоплановое произведение со своей драматургией и динамикой. Впрочем, как и слушателю, мне тоже интересней прослушивать музыку альбомами. Яна, кстати, такого же мнения придерживается. В ее плеере некоторые диски играют месяцами по кругу. Особенно экспериментальные жанры. И это понятно, потому что когда ты слушаешь альбом, у произведения чувствуешь единое настроение, единый контекст, какой-то стержень. Какой смысл загружать в плеер отрывочные композиции? Это просто неудобно! Согласитесь, что сложно представить, что кто-то разбивает на отдельные композиции Pink Floyd “The Wall”, или слушает отрывки из Laibach “Opus Dei”, или пытается разрезать на составляющие The Future Sound of London “Dead Cities”.

Звуки.ру: Придумать концепцию – первый шаг в работе над новым альбомом? Или она выкристаллизовывается попутно, в процессе работы?
Фёдор: Альбомы мы часто рисуем на бумаге. Как сценарий. Это важная часть, я бы сказал, главная веха создания альбома. Композиции еще не написаны, не прозвучало ни одной ноты, но мы уже поставили песни в нужном порядке, на нужное место. Обсудили как будут они звучать, как будут взаимодействовать с другими. Пожалуй, это самая интересная и интригующая часть создания альбома. Остальное уже дело техники. Но придумать сюжет, сценарий, всю драматургию, сам принцип, по которому будет строиться будущая пластинка, найти нужный звук – это как смотреть какую-то интересную, но еще не знакомую тебе пьесу и при этом иметь возможность влиять на ее финал.

Звуки.ру: В афишах к предстоящим концертам заявлена презентация новой программы. Не приоткроете секрет, что ждать зрителям?
Фёдор: Мы постарались переработать наше концертное звучание и сам треклист, думаю, это интересно будет публике. У нас будут задействованы кое-какие новые инструменты. И конечно мы презентуем несколько новых песен. Прозвучит что-то из старенького в новой аранжировке и самое главное у нас будут гости – потрясающие музыканты Zmitser von Holzman и Валерия Атанова. Кроме этого, увидят свет танцевальные проекты: в каждом городе будут танцевать разные танцовщицы, победившие в нашем конкурсе.

Звуки.ру: Объявлено, что в ноябре вы заедете в Минск, отношения с которым у вас долго не складывались (только в этом году концерты в белорусской столице несколько раз отменялись). Летом вы впервые выступили в Киеве, что удивительно, с учётом вашей пятнадцатилетней истории. В чём причины такой неутешительной ситуации? 
Фёдор: Конечно, мы гастролируем не так часто как рок-коллективы. У нас же сложный райдер, огромное кол-во живых инструментов требующих определенной подзвучки и требования к самой площадке и к акустике, но при этом все равно находятся те организаторы, которые нас приглашают в свои города. Эти люди большие молодцы и энтузиасты. У нас же сложное шоу и мы не всегда можем с ним приехать в какой-то город. С Киевом у нас получилось только потому, что мы были проездом по пути в Европу. И, надо сказать, такого теплого приема я давно не помню!

Звуки.ру: Насколько разнятся для вас выступления в России/СНГ и за рубежом? А сольный концерт и фестивальный сет?
Фёдор: Все зависит от площадки, от звука, от нашего мастерства как исполнителей. А не от страны, в которой мы играем. У нас был потрясающий прием в Румынии, где мы выступали на главной сцене довольно большого фестиваля DBE4, а после был концерт на металлическом фесте в Венгрии под Будапештом. Мы сначала опешили, как нас туда занесло? Как отреагируют все эти пьяные венгерские парни в косухах на нашу спокойную музыку? И, конечно, сначала аудитория какое-то время прислушивалась к нашей музыке. Потом пошли несмелые выкрики на ломаном русском – “Спасиба!” – “Л’ююблю!” и что-то еще столь же мирное. А потом вся эта разгоряченная толпа танцевала под наши песни. И это оказался отличный концерт. Это касается фестивалей. На сольных концертах мне лично комфортнее, но фестивали учат собранности и часто дают неоценимый опыт нам как музыкантам.

Звуки.ру: Какие ближайшие планы?
Фёдор: Будем готовить новый альбом. Разгребем провода на нашей студии. И сядем за новые композиции. В этом году мы отыграли почти рекордное для нас количество концертов. И, честно говоря, уже соскучились по студийной работе.

Источник: http://www.zvuki.ru/R/P/29054/