«Можно всю жизнь жаловаться, а можно попробовать изменить ситуацию.» Интервью с лидером Theodor Bastard

Ваш проект действует уже не первый год. Думаю, все те, кому интересна официальная история Theodor Bastard, давно уже ознакомились с ней. Поэтому этот момент можно опустить. А что повлияло на рождение музыки в Вашем сознании, что было импульсом? И почему именно музыка была избрана в качестве самовыражения?

Фёдор Сволочь: Просто для меня музыкальный язык более естественен. В нем и форма и содержание зачастую являются следствием интерпретации слушателя. Он более феноменологичен что ли… чем, скажем общепринятый литературный понятийный язык, который держится на диктате социума и находится в той или иной степени в рамках материалистической традиции, но конечно не без исключений.

Т.е. это значит, что других форм и “языков”, кроме музыки вы не используете? Считаете ли Вы, что Вам удается выразить все свои мысли (которые желаете выразить) в рамках музыкального проекта?

По большому счету все это пустая болтовня… Музыка, на мой взгляд, не должна выражать каких-то мыслей. Подобный подход отдает русским роком или традициями бардовской песни. Мысли проще выражать в литературе. Использовать для этого музыку, то же самое как использовать cd-rom подставкой под чашку с кофе. Музыка прежде всего передает состояние. Транслирует его посредством вибраций. Это ей удается лучше всего.

Тогда как Вы относитесь к музыке, в которой есть четкая идеологическая позиция. Например, политическая идеология или религиозные/мистические догмы и позиции?

Значит такая музыка лишь средство для донесения политической идеологии или религиозных/мистических догм… Непосредственно к мистике и тем более к музыке подобное “содержание” никакого отношения не имеет. Оно остается на уровне слов, идей или символов, то есть на словесном понятийном уровне. А это ничто иное как профанация. Большинство подобных «идеологов» от музыки так и остаются на уровне атрибутики и фетишей.

ФЕДОР СВОЛОЧЬ и THEODOR BASTARD – два разных проекта, хотя бы потому, что в первом случае, имеется ввиду один человек, во втором – группа. Стилистически проекты тоже рознятся. Скажите, Федор, эти два проекта имеют одну и туже концепцию, но несут ее двумя различными способами или же это две самостоятельные идеи, вследствие чего и возникает музыкальная непохожесть?

В большинстве случаев так получается что сольное творчество для меня как испытательный полигон или как некий эксперимент. А любой эксперимент может быть как удачным так и не очень. Что касается, THEODOR BASTARD то это воплощение уже неких опробованных вещей. А значит более тонкое и более уравновешенное состояние, которое максимально достоверным образом передается слушателю. А еще не стоит забывать, что THEODOR BASTARD это Яна – самый сильный из всех нас медиатор. Иногда я удивляюсь – сколько в ней бездны.

В официальных пресс-релизах (на том же Fulldozer) Ваше раннее сольное творчество описывается как нечто агрессивное по отношению к слушателю, раскрывающее темы дегуманизации сознания. Поздние работы же звучат совсем неагрессивно. Как Вы и сказали, это больше походит на эксперимент, но никак на что-то мрачное и злое. Скорее абстрактное, на мой взгляд. Так чем же вызвано «смягчение» настроя?

Описания в пресс-релизах грешат субъективизмом… Насколько я помню про дегуманизацию – речь шла о концертах… В целом же, чувство агрессивности или как некоторые говорят «мрачности» исходящие от нашей музыки, связано с тем, что для большинства слушателей – это банальная встреча с неизвестным. С тем, что угрожает их сбалансированной системе ценностей. Иными словами, слушатель получает вибрацию не относящеюся к его “описанию мира”, к его “концепции собственного я”, к его “понятийному потенциалу” и естественно мгновенно отождествляет входящий поток как нечто чужеродное, угрожающее его миро-описанию. Это просто защитная реакция. Подобный эффект прекрасно описывает Станислав Гроф в своей блистательной работе “За пределами мозга”.

Насколько важно для Вас мнение и реакция слушателя? Вообще, что значит слушатель для THEODOR BASTARD?

Чужие ожидания, увы, способны влиять на нас. Мы, конечно, стараемся максимально дистанцироваться от мнений как положительных, так и отрицательных. С другой стороны, мы же пишем музыку для кого-то, для кого-то извлекаем все эти состояния, весь этот беснующийся внутренний космос. И когда, скажем на концерте, получаем ответную вибрацию, то это лучшая награда. То ради чего вообще стоит заниматься творчеством.

Федор, а что у Вас, как у слушателя вызывает ответные вибрации. Какая музыка влияла на Вас раньше и что Вы слушаете сейчас. Также интересно, какие открытия Вы для себя совершили в плане новых имен или новых релизов старых групп.

Кхм… очень долгая тема… я меломан… не скажу что испытываю страсть к коллекционированию, но у меня более двух тысяч компактов…
Пожалуй, из российской музыки духовно близким для меня является Егор Летов, так же нас с Яной очень вдохновляют Театр Яда – это не заслуженно недооцененная российская группа. Еще? Российская фолково-этническая музыка – Оле Лукойе, Moon Far Away и Волга. Что касается классики русского авангарда для меня важными являются имена Стравинского, Шнитке, Артемьева и Денисова….. Из западного авангарда – это Штогхаузен, Кэйдж… Но одновременно с этим вдохновляет и традиционная восточная музыка или коренная африканская.
Яна наша вокалистка любит HAUS ARAFNA, мне нравится их же проект NOVEMBER NOVELET… А из недавних открытий это однозначно – Bohren Und Der Club Of Gore. Список можно продолжать до бесконечности …

Различные информационные ресурсы постоянно пытаются вписать Theodor Bastard то в рамки готической культуры, то в рамки Industrial. Мне кажется, Ваша музыка мало общего имеет и с тем и с другим. Отсутствие тупого позитивизма не делает из музыки готику или индастриал. Мне Ваше творчество всегда виделось в рамках экспериментальной электроники и трип-хопа (хоть и нестандартного). Как Вы сами смотрите на эту ситуацию?

Это разговор об ярлыках. Ярлыки нужны для продавцов в магазине и для неискушенных начинающих меломанов.
Когда готика в России была на подъеме она впитывала в себя все более или менее значимые явления… Ей нужна была история и корни… Сейчас в готике как и в индастриале много шелухи. Сцену заполнили фетишисты, тупо копирующие чужую звуковую форму или чей-то имидж, но сами ничего в это не вкладывающее. Я рад, что с подобной фальшивкой наша музыка не ассоциируется. Сейчас мы сознательно отошли от готики и даже перестали участвовать в готических мероприятиях – это уже вопрос элементарного вкуса и эстетики. Большинство же подобных фестивалей отдают – дурновкусием и пошлостью. Об индастриале я не стал бы говорить столь категорично… Но все же, думаю, вряд ли узкие субкультуры оценят наш новый альбом . Он для более широкого круга слушателей, но за этой доступностью, как мне кажется, скрываются довольно тонкие вещи. Это как секретный код для избранных. Я осознаю, что мои слова могут отдавать профанацией, но я действительно верю в то, о чем говорю.

Раз Вы уж упомянули о новом альбоме, немогли бы Вы еще то-нибудь о нем рассказать. Что-ниюудь, что считайте слушатель может знать, до его выхода в свет

Большинство песен написала Яна, так же как и мелодий. Я сыграл на многих инструментах и даже спел в нескольких треках. Я думаю, что это наша самая камерная и лиричная работа. Но не стоит пугаться, ведь иногда шепот громче крика. И это первый наш альбом на русском языке. Яна вообще многое внесла в музыку. Интересно что занимаясь столько лет совместным творчеством я по-прежнему открываю в ней новые грани. Это похоже на волшебство!

Если оглянуться назад, то Вы довольно проделанным трудом? Есть ли альбомы, песни или выступления, о которых вы жалеете?

О прошлом бессмысленно сожалеть… Тем более о песнях. Если я и жалею о чем-то, то разве что, о каких-то своих словах или проявлениях, которые потом били по близким мне людям…

Возвращаясь к вопросу об агрессии. Ваша музыка кажется мне возвышенной. Какое у Вас отношение к творчеству, которое раскрывает низменные темы. Деградация, насилие, фанатизм и другие не слишком приятные аспекты нашей жизни?

Кто-то капается в говне, а кто-то смотрит на звезды. И кстати на звезды можно смотреть и через слезы, главное иметь внутри себя такой Love Secret Domain, что-то, что не смогут затронуть никакие негативные вещи и тогда через это можно пройти. Как говорят буддисты “Грязь – всего лишь грязь”. Отчасти это отражение главного буддистского принципа “Весна, Лето, Осень, Зима и снова Весна”… Что без аллегорий можно выразить словами: “все приходящее и все уходящее”.
Просто те вещи, которые вы перечислили – они очень человеческие, они мясные, они телесные… Они ограниченные. Для того чтобы попасть в эти состояния не нужно каких-то особых средств… Это все в рамках социума, в рамках нашей культуры – меня же интересуют вещи над-человеческие и где-то даже запредельные для разума, как бы пафосно это ни звучало. Если опять же по Грофу, то о чем вы говорите, находится в районе “Базово перинатальных матриц” (БПМ) второго и отчасти третьего типа. Это конечно лишь классификация. Но Гроф вплотную подошел к глубинному пониманию человеческих состояний. Меня всегда привлекало БПМ четвертого типа.

Мне кажется, Вам удается, достичь желаемых сфер и пределов. Я задал все вопросы, которые возникали при прослушивании Вашей музыки. Было очень приятно получить на них ответы. Как бы Вы хотели закончить это интервью?

Да, в общем-то, думаю, и так наговорил много.

Источник: http://web.archive.org/web/20131110034020/http://www.stigmata.name/bastard.php