Лидер группы Theodor Bastard Федор Сволочь об экзотических этнических инструментах

Группа Theodor Bastard только что выпустила альбом «Oikoumene», на котором отказалась от привычного электронного звучания, задействовав свою обширную коллекцию этнических инструментов. Лидер группы ФЕДОР СВОЛОЧЬ представляет самые примечательные экспонаты из нее.

1. Talking drum

Talking drum

Интереснейший барабан, который в африканских деревнях служил своеобразным телеграфом. Он в прямом смысле слова «говорит». С помощью таких барабанов передавали информацию на большое расстояние — причем любой сложности: от сообщений, что в деревне кто-то родился или умер, до настроения вождя и деревенских слухов. 

Talking drum формой напоминает песочные часы. При игре его держат между рукой и телом, регулируя высоту звука нажатием на оплетку. Бьют специальной палочкой по мембране. Это позволяет получать звук, очень похожий на человеческую речь.

Мы использовали talking drum во время записи песни «Sagrabat». На нем играл наш украинский друг Ник Бойко. Каждый раз, когда мы отворачивались от двойного стекла студии, нам казалось, что Ник восклицает что-то или каким-то образом призывает нас к вниманию. Когда же мы поворачивались — оказывалось, что слышали мы вовсе не Ника. С нами говорил его барабан. 


2. Даф (daf)

Даф
 

Даф, ударный инструмент родом из Персии, относится к классу рамочных барабанов и по виду может кому-то напомнить шаманский бубен северных народов. Но это сходство лишь внешнее. В отличие от северного бубна на дафе играют пальцами и ладонями, удерживая его перед собой или поставив на колено. 

Даф представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей. К ободу дафа прикрепляется какое-то количество металлических колец, которые при игре издают звенящий звук. Даф — один из редких музыкальных инструментов, которые не менялись и не модифицировались на протяжении многих веков. Сам его звук — это звук традиции.

Нашей группе даф подарили поклонники пару лет назад — он родом из Ирана. Страны, в которой я провел лучшие дни моих путешествий по Востоку, поэтому я особенно трепетно отношусь к этому инструменту. Когда мы начали писать «Oikoumene», то нашей задачей было исключить всю электронику из аранжировок. Встал глобальный вопрос — чем же заменить низкую раскатистую электронную бас-бочку? Мы перепробовали множество вариантов, одними из первых кандидатов были низкий, большого диаметра джембе, дхол (dhol) и джун-джун (djun-djun), но в конце концов даф оказался самым подходящим. Даф может издавать глубочайший бас, к которому подмешивается позвякивание медных колец, при игре же пальцами по краю барабана он издает довольно интересный высокий тембр. 

Кстати, традиционный даф очень сложен в настройке. Нам приходилось брать с собой на студию фен для волос, чтобы прогревать спустившую от влажности кожу и таким образом повышать тон звучания инструмента. Звукорежиссер Андрей Калинин был в таком изумлении от процесса настройки, что даже записал звук фена в двух песнях. 


3. Дойра (doyra)


Дойра

Этот барабан относится к тому же типу, что иранский даф, только дойра меньше в диаметре, на рамку натягивается более толстая кожа, и кольца, развешенные по ее ободу, гораздо массивнее. Дойра звучит звонче, а техника игры на ней еще сложнее. Иногда к одному из колец привязывается лента, которая крепится к большому пальцу исполнителя. Это делается для того чтобы при игре пальцами инструмент не вылетел из рук. 

Дойра — это очередное приобретение нашей вокалистки Яны Вевы. Прошлой зимой Яна путешествовала одна по Китаю. Мерзла и общалась с местными жителями. Она купила дойру на каком-то из продуктовых рынков на задворках Пекина. 


4. Джембе (djembe)

Джембе
 

Знаменитый барабан из Западной Африки, очень популярный и широко известный. По форме напоминает кубок. Делается из цельного куска твердых пород дерева, на который натягивается мембрана из кожи — чаще всего козьей. У меня на одном из джембе натянута кожа антилопы — я отдаю ей большее предпочтение, чем козьей. У больших джембе низкий, сильный звук и чистые верха. 

Свой первый джембе я приобрел в начале 2003 года в Бельгии — в негритянском квартале Льежа. Барабан стоял на полке в продуктовом магазине по соседству с какими-то бататами и прочими овощами. Я тогда не очень хорошо разбирался в барабанах и купил его наугад. Долго торговался с африканским продавцом, уверявшим меня, что барабан стоит на прилавке для декорации. Мы писали друг другу суммы на калькуляторе и спорили. Продавец задрал высокую цену, но сейчас я понимаю, что барабан того стоил. Такого барабана не купить в России. Большинство привозимых в нашу страну джембе — например, из Ганы — это просто сувенирная продукция. Купленный мной джембе был высочайшего качества и служит мне до сих пор. У него разнообразное, хотя и не басовое звучание. А еще при определенной сноровке, прижимая кожу барабана в разных местах одной рукой и ударяя по нему пальцами другой, можно извлекать довольно мелодичные, красивые звуки. Но для этого требуется техника, отличная от традиционной.

В нашей коллекции есть и большой джембе, который дает очень низкий бас, сравнимый с работой современных сабвуферов. От его баса буквально содрогаются стены, но я его не беру на концерты, а использую в студии. Я купил его в Бангкоке у чернокожего мастера, живущего на одном из островов Бенгальского залива. Я приходил в лавку к нему два раза, и оба раза, не зная языка, мы объяснялись жестами и играли на барабанах, выбирая лучший. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что мастер — глухой и различает свои барабаны только по вибрации басов. Нигде ни до, ни после я не слышал джембе, обладающий столь чистым и напористым низом, — гордость коллекции нашей группы. 


5. Ашико (ashiko)


Ашико

 

В Европе хорошо знают джембе, но почти не знают ашико, хотя это очень родственные барабаны. Только если у джембе корпус сделан из цельного куска древесины, то у ашико он собирается из отдельных деревянных пластин. Формой ашико похож на усеченный конус.

Родина ашико — Нигерия. Хотя сейчас барабан распространен почти во всей Африке. Встречаются ашико высотой от полуметра до полутора метров. В традиционной музыке ашико практически никогда не аккомпанирует джембе. Встречается мнение, что ашико — это «мужской» барабан, а джембе — «женский».
Ашико звучит у нас в песне «Benga» — в самом экспрессивном куске, и по напору и разнообразию его звука сразу становится ясно, «кто в доме хозяин». 


6. Кашиши (caxixi)

Кашиши

 

По сути это разновидность шейкера. На первый взгляд очень простой инструмент: плетеная корзинка с твердым дном из кокоса или панциря черепахи, заполненная семенами или какими-то другими твердыми частицами. Шуршит при встряхивании. Но не все так просто с кашиши. Шейкер — это инерционный инструмент, то есть находящийся в нем наполнитель летит от стенки к стенке за определенный период времени. Поэтому акцентировано играть шейкером или делать брейки очень сложно. Обычный шейкер предполагает ровную игру. А вот кашиши — за счет того, что используются в паре и обладают неоднородной поверхностью — способны дать исполнителю большую свободу. На кашиши можно играть очень сложные шейкерные рисунки с различным акцентированием.

Кашиши используют как в Африке, так и в Южной Америке. Самое большое распространение они получили в Бразилии. Туземцы считают, что кашиши могут вызывать хороших духов и отгонять плохих. В музыке капоэйры кашиши играют вместе с беримбау. А в Западной Африке кашиши используется певцами для ритмического аккомпанирования.

У нас в коллекции есть и африканская разновидность кашиши, привезенная нам друзьями из Сенегала, и бразильская версия, пришедшая к нам из Аргентины. Во многих наших новых песнях можно услышать шуршащие, разнообразные по тембру и довольно сложные шейкерные рисунки — это все кашиши. Не знаю, что бы мы без него делали.

7. Реко-реко (reco-reco)

Реко-реко

 

Разновидность гуиро, изготовляемая из тонкой бамбуковой трубки с гофрированной поверхностью. Современные реко-реко также бывают сделаны по типу терки из металлических пружин. По реко-реко, как и по гуиро, играют специальной палочкой. Инструмент издает резкий звук, похожий на потрескивание расчески, если по ней провести пальцем, только звук во много раз громче.

Реко-реко традиционно использовали в музыке бразильской капоэйры, но инструмент имеет свою историю и в странах Карибского бассейна, особенно в Пуэрто-Рико. Он также используется в карибской музыке, самбе и местных религиозных церемониях. 

У нас в коллекции несколько видов гуиро и реко-реко. В том числе и самодельные варианты. Ведь нет ничего интересней, как придумать свой гуиро, настругав бамбуковый ствол или прикрутив пружины к резонатору. Этот инструмент своим тембром здорово оживляет ритмику композиций, внося в них интересные краски. 


8. Арабская дарбука (darbuka)

Дарбука

Арабская дарбука от турецкой отличается не только внешним видом, но и толщиной корпуса и мембраны, а также приемами игры. Техника игры на турецкой дарбуке больше пальцевая, много мелких негромких ударов, поэтому пластик на турецких дарбуках тонкий, и из-за этого он дает громкий, звонкий звук даже при тихом ударе. Техника же игры на арабской дарбуке несколько другая. Эту разницу нам вдалбливает каждый раз преподаватель Осама Шахин, у которого я с нашим перкуссионистом Паулем учусь игре на дарбуке и арабским ритмам. 

Осама — ливанец и строгий приверженец арабской техники игры на инструменте. В этой технике больше распространены сильные удары. Дарбукист больше вкладывается. Пластик у таких дарбук толстый. Металл корпуса тоже тяжелый, иногда инкрустированный камнями. Тяжесть в арабской дарбуке очень важна, ведь благодаря этому она хорошо ложится на бедро исполнителя и во время сильной, увлеченной игры не будет елозить и сползать. 

Изначально арабские дарбуки делали из глины и натягивали на них кожу рыбы. Но такие инструменты были ненадежны и часто портились, поэтому последние полвека дарбуки делают из металла, а тонкую кожу рыбы заменяют пластиком.

Самая дорогая дарбука в нашей коллекции принадлежит нашему перкуссионисту Паулю — для него Осама ее привез из Ливана по специальному заказу. Инструмент красивейший — инкрустированный камнями и с отличным звуком. Такая разновидность дарбуки в Ливане называется самбати. Во время своей последней поездки в Ливан я искал подобный вариант дарбуки, но так и не нашел. В результате свою дарбуку я купил в Дамаске, в Сирии. Долго выбирал ее среди других. Пока вокруг меня не собралась целая толпа сирийцев — им было интересно, что такой бледнолицый человек из России разбирается в их традиционных инструментах. В результате после небольшой импровизации совместно с кем-то из местных пареньков я получил большую скидку на сам инструмент.

9. Флейта баву (bawu)

Флейта Баву
 

Это китайская язычковая флейта. Бывает продольный и поперечный вариант. Баву изначально была распространена в провинции Юньнань. Этот инструмент так и не стал популярным за пределами Китая, что очень странно. Ведь баву — единственная флейта, которая по своей вкрадчивости, разнообразию и богатству тембра может соревноваться с армянским дудуком. Ее звучание, как и у дудука, удивительно напоминает человеческое пение. У нас продольный вариант баву. У продольной баву довольно интересное расположение язычка, определенный воздухосборник, который позволяет исполнителю не так сильно надувать щеки, как приходится делать это дудукистам. 

Нашу флейту Яна приобрела в Китае и довольно быстро с ней освоилась. Баву очень хорошо вошла в наш саунд, и на концерте можно будет ее услышать во многих композициях. Интересно то, что когда мы хотели поднастроить этот инструмент и принесли к довольно известному мастеру по флейтам, многие годы собирающему различные духовые инструменты в своем музее, он с удивлением признался, что впервые видит такой необычный вариант баву. И мастер увлеченно на протяжении часа фотографировал нашу флейту, вместо того чтобы ее настраивать. 

10. Калимба (kalimba)

Калимба
 

Она же цанца, санза, мбира, ндимба, лукембу, лала, нданди, ижари, мганга. Это один из древнейших африканских мелодических инструментов. Ее называют «африканское ручное фортепиано». Это довольно сложный в освоении инструмент. Он предназначен как для исполнения мелодических рисунков, так и для игры аккордами. Резонирующий корпус калимбы традиционно делается из панциря черепахи, долбленого дерева или полой тыквы. Сверху корпуса закрепляется ряд металлических язычков, каждый из которых обладает своей нотой. Язычки делают из подручных материалов, сейчас чаще всего используются сплющенные велосипедные спицы. При игре калимбу зажимают ладонями и большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные концы язычков.

На записи нашего нового альбома мы использовали несколько разных типов калимб — басовую мбиру и мелодичную сансулу — с пластиковой мембраной вместо корпуса. Идея использовать этот инструмент пришла Яне, когда она сочинила основной мелодический ход к песне «Benga». Мы записали калимбу в несколько приемов. И так как некоторые металлические язычки у нее не совсем попадали в нужный тон, нам пришлось его сэмплировать, создав банк с его звуками и приемами игры, после чего мы смогли расставить партию и избежать атональности. Она также звучит в заглавном треке с нашего альбома «Oikoumene».


Калимба из тех приятных, мелодичных инструментов, от которых невозможно оторваться. 

11. Маримба (marimba)

Маримба
 

Близкий родственник ксилофона. Инструмент состоит из укрепленных на раме деревянных брусков, каждый из которых настроен на определенную ноту. Играют по маримбе колотушками. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Возникла маримба в Малайзии и затем стала распространенным инструментом в Африке, Мексике, Центральной и Северной Америке. У маримбы гипнотический красивый, мелодичный звук.

Наша маримба африканская. Небольшого размера. Бруски дерева грубо обструганы. Внизу висят разного размера тыквы — резонаторы. Палочки для игры деревянные, а наконечники их сделаны, судя по всему, из какой-то автопокрышки. 

Маримба приехала к нам из Ганы. И была использована нами во многих песнях на альбоме: «Oikoumene»«Takaya Mija» и «Farias»

12. Агого (agogo)

Агого
 

Потрясающий по звуку инструмент, и опять родом из Африки. Слово agogoна языке йоруба обозначает «колокол». Сейчас инструмент прижился в Бразилии. Звук извлекается ударами деревянной палочки по колокольчикам.

Традиционно агого является сакральным инструментом и перед использованием должен пройти ритуал очищения, который состоит из омовений листьями, травой, подношений растений, животных и минералов для обретения силы, необходимой для обмена при трансе.

В песне «Gerda» при аранжировке, уже в студии, нас перестал устраивать звук ковбелов, уже прописанных нами. Ковбелы звучали тускло и слишком резко. Так мы нашли применение агого — более мелодичным и ярким по звучанию. 

13. Утар (utar)

Утар

Утар — это разновидность африканского барабана уду. Уду не в прямом смысле барабан — это такой глиняный горшок с двумя отверстиями, на котором играют по бокам или по самим отверстиям. Уду издает очень характерный причмокивающий или низкий, утробный звук, напоминающий вытаскивание пробки из бутылки.

Наш перкуссионист Кусас смог освоить этот инструмент в короткие сроки. Утар, на котором он сыграл в песне «Sagrabat», отличается от классического уду формой. Это плоский горшок с двумя полостями, соединенными между собой перемычкой.
Звучание уду можно услышать в негромких местах нашей песни «Бенга» — здесь уду играет роль бас-бочки. А в песне «Gerda» высокий ритмический стук в припевах рождается тоже от ударов ладонями по бокам этого керамического барабана.

Кроме того, при записи «Oikoumene» мы использовали африканскую арфу кора, гавайскую гитару укулеле, множество трещоток, латиноамериканскую кабасу,  индийский струнный инструмент сарод, на котором сыграл Рампур Рани. Митя Гольцман, он же Zmitser von Holzman, сыграл на альбоме на окаринах, жалейке и пан-флейте. Наш перкуссионист Кусас сыграл на конгах и бонгах. Дмитрий Горенко сыграл на австралийском диджериду. Помимо флейты баву Яна исполнила партии на традиционном монгольском инструменте morin khuur — привезенном нашим другом Петром Савельевым из его велопутешествия по Монголии в прошлом году.

Для меня говорить об инструментах — словно говорить о реальных личностях, такое чувство, которое невозможно испытать, обсуждая синтезаторы и прочую электронику. Каждый народный инструмент — это история, определенная энергетика и, конечно, музыка, которая хранится в нем на уровне вибраций — как кольца на дереве. 

Источник: http://os.colta.ru/music_modern/events/details/34605/page2/