Накануне питерского концерта в честь выхода нового сингла «Tapachula» группа Theodor Bastard заглянула в редакцию «Комсомолки» и ответила на вопросы читателей.
Честно говоря, дуэт лидера группы Федора Сволочи и вокалистки Яны Вевы производит интересное впечатление. На сцене Федор импульсивен, в его мощном вокале чувствуется что-то первобытно звериное, он как бы отражает на сцене все темное. Яна же, обладательница удивительного голоса, выступает босиком и как бы открыта слушателю. В жизни у Федора, оказывается, звонкий добрый голос, и сам он очень разговорчив. У Яны голос тихий, почти шепот, и разговаривает она очень мало, все больше сидит и слушает, смотря из под челки глубокими черными глазами.
Современные индейцы сначала освящают галлюциногенные грибы в церкви, а потом едят их
– Почему новый сингл назвали Тапачула? И что это вообще такое?
Федор Сволочь: Есть такой город, он существует и поныне. Название его переводится – «Часто затопляемая земля». Находится на Мексиканском побережье. Дело в том, что вот мезоамерика – область стыка двух Америк уникальна тем, что там жили основные индейские цивилизации – ацтеки, майя. Она уникальна и своим культурным аспектом, и тем, что цивилизация индейцев развивалась изолированно от всего остального мира тысячи лет. Когда там высадились первые европейцы – это было сродни открытию другой планеты!
Почему так назвали? Тапачула (ударение на последний слог – здесь и далее прим. авт.) – это город именно в той области, которая нас интересует. И будущий альбом будет посвящен индейской культуре, ее взаимодействию с пришедшей на материк европейской цивилизацией. Такая метаморфоза двух культур, она очень интересна. Сейчас потомки индейцев, принявших католицизм, совмещают католическую набожность со своими традиционными верованиями. Например, в некоторых областях продолжают принимать галлюциногенные грибы, перед этим освящая их на алтаре. Это очень интересно…
– Когда ждать нового альбома?
Федор Сволочь: Ну, у нас вечный долгострой! Хотели еще год назад издать. Так что не будем пока загадывать.
Вообще, у нас хорошие отношения сложились с Южной Америкой. В частности, Венесуэлой и Мексикой. Сначала в Мексике вышел альбом «Пустота», потом последний наш альбом «Белое: Предчувствия и сны» вышел в Аргентине. Мы писали музыку для фильма «Пауза» бразильского режиссера Густаво Сантоса. Вскоре после этого мы с венесуэльскими звукорежиссерами начали работать над новым альбомом. А потом там разразился кризис и все накрылось. Но, несмотря ни на что, мы собираемся ехать в Южную Америку этой зимой, чтобы доделать материал. Может, даже концерты дадим – совместим приятное с полезным.
– А с чем связана эта зарубежная популярность? Говорят, что в Европе вы даже популярнее, чем в России.
Федор Сволочь: Да нет. В России интерес-то есть, просто музыка на носителях (дисках) уже не продается. Можно издаться, но где продавать? Все можно скачать из Интернета. В странах более южных Интернет еще не так распространен – именно поэтому там интерес к дискам больше.
@Анастасия: Как обстоят дела в группе Яны Shiva in Exile? Ждать ли новых альбомов, песен?
Яна Вева: Дела обстоят замечательно. Ждать… Все в процессе (смущенно смеется)
@Анастасия: Знаю, что вокалистка рисует картины, их можно где-то увидеть?
Яна Вева: У нас есть хорошие знакомые – галерея «Грань». Там будет выставка, может даже в этом году… Или в следующем. Ну, будет, в общем.
«Ублюдок» на самом деле не ублюдок, а Сволочь отнюдь не сволочь
@Макс: Почему вы называетесь «Bastard» – ублюдок? Это же совсем не благозвучное название для такой мелодичной группы, как ваша.
Федор Сволочь: В Америке это ругательное слово, да. Но изначально оно применялось в Англии к незаконнорожденным детям знати. А если обратиться к википедии, слово означает «микс, помесь». И в тот момент, когда мы все это придумали, название вполне отражало сущность нашей музыки. Более жесткой, экспериментальной. Тогда все было очень вызывающе, эпатажно. Ну, а потом менять название… было поздно. Я понимаю, что оно создает нам некоторые препятствия для популярности. Но, может, это и не плохо? Сразу же ясно, что мы за люди.
@Kira: А что за фамилия такая – Сволочь?
Федор Сволочь: Болгарская фамилия! (настоящая фамилия – Старостин). Есть такая индейская традиция. В некоторых племенах брали имена своих врагов, чтобы лишить их силы. Вот и я провел магическое такое действие.
Яна Вева: Как Вуду. Только здесь вместо куклы используется имя.
Федор Сволочь: Да. Вместо куклы – имя. Ты его присваиваешь себе и берешь всю силу. Вот и все.
@Елена: Яна, вы всегда выступаете босиком? Если да, то почему?
Яна Вева: Да, всегда. Мне так удобно. Во время исполнения песен я как будто ухожу в другие миры. Мне кажется, что если я буду в обуви, то могу споткнуться, упасть. Ноги лучше чувствуют землю, более устойчиво получается.
@ПитЁк: О чем ваши песни, которые не на русском языке?
Федор Сволочь: Я бы так перефразировал: «О чем наши песни, которые на русском?» (смеется)
Яна Вева: Они о сложном мире. Какие-то внутренние переживания… Вот.
Федор Сволочь: Вообще, есть два мнения. Одно, что нужно подписывать произведение искусства, а второе – не нужно. В том плане, требуется ли расшифровка или нет? Вот, например, картина. Самодостаточна она или к ней нужен какой-то комментарий? Я считаю, что не нужен. Если произведение завершено, то оно не требует дополнительных пояснений. Мне кажется, что если мы дадим какой-то комментарий, то он убьет чье-то восприятие. Каждый видит что-то свое.
Это про русские тексты. Вот скажем, арабские тексты – это классическая арабская поэзия XVII века. Мы даже печатали эти стихи на вкладышах к альбому «Суета».
@Мария Кюри: Нет ли у группы в планах выпустить концертный DVD? Ведь группа известная, а концерты сами по себе – незабываемое зрелище.
Яна Вева: Есть в планах выпустить видео. Может, не только концертное, но и вообще о жизни коллектива.
Федор Сволочь: Это актуально, просто нет средств. Если делать концертное DVD, нужно хотя бы три камеры, кран… Мы хотим, но возможности нет. К тому же, если делать, то делать с размахом. А тут нужна хорошая площадка, чтобы мы друг у друга на головах не стояли, а чтобы была возможность разместиться, адекватно представить нашу программу.
В политику не суемся, но на выборы ходим!
@Митя: Как вы относитесь к тому, что многие русские рок-музыканты лезут в политику? Например, Шевчук. Вы, надеюсь, не из таких?
Яна Вева: Шевчук клевый! Мы его любим, он молодец!
Федор Сволочь: Шевчук – цельный человек с цельной позицией. Кто-то его обвинял в пиаре недавно. Но что я могу сказать? Как и пятнадцать лет назад, так и сейчас – он гнет свою линию. И его обвинить в каком-то там неожиданном пиаре невозможно! Это цельная личность, которой можно даже восхищаться. Не смотря на то, какую музыку он пишет, позиции его не изменились.
Вот остальные рокеры под вопросом. Сейчас протест – это модно, актуально. В блогах написать, на Youtube выложить. К сожалению, есть такое.
Я считаю, что артист вне политики быть не может. Так или иначе, мы находимся под воздействием не только окружающей среды, но и под воздействием социума. А социум это что? Это и противники, и защитники всевозможные. И они на нас влияют. Да, мы можем надеть капюшон, наушники и делать вид, что мы ни при чем. Но, живя в обществе, мы все равно подвергаемся воздействию политики.
Лично я в политику не суюсь, да и Яна тоже.
Яна Вева: Мерзость какая!
– На выборы ходите?
Федор Сволочь: У меня есть определенная гражданская позиция. И я ее выражаю на выборах. Кстати, за Шевчука бы проголосовал, это было бы здорово, мне кажется.
О ЛИЧНОМ
Федор Сволочь: «Цивилизация – убийца личности»
@Ден: Федор, вы заядлый путешественник. Какие страны еще хотели бы посетить? Ищите ли вы вдохновения в поездках?
– Да много стран хотел бы посетить. Ну, сейчас хочу съездить в Южную Америку, в Мексику. С удовольствием вернулся бы в Иран еще раз.
– А как же Европа?
– В Европе мы были уже много раз и, честно говоря, успели устать от нее. Однако, как поклонник Микеланджело, я бы хотел побывать во Флоренции, на его Родине. Да многое в Европе, и в Азии я бы хотел увидеть. Еще я с удовольствием путешествую на русский Север, и в Карелию езжу. Всего же не охватить!
Меня просто привлекают такие места, где глобальная капиталистическая культура не проросла и сохранились еще какие-то крохи традиций, что-то настоящее. Современная цивилизация, на которой весь мир держится, это муравейник. И жизнь человека мало что значит! Все мы знаем выражение, приписываемое Сталину: «Смерть одного человека – это трагедия, а смерть миллионов – статистика». Это же ужасно, но эти слова в полной мере относятся к мировоззрению человека, живущего в тисках урбанистической цивилизации. Это убийство личности!
Когда я нахожусь в местах с меньшей плотностью населения, с сохранившимися традициями, не могу себе даже представить, что можно пройти мимо кого-либо и не поздороваться! Или плечом толкнуть… Это немыслимо! А здесь такое случается повсеместно. Слишком много людей, слишком много информации… Глобальная сенсорная и психическая перегрузка.
– Не страшно по России ездить? Особенно после того случая, когда на трассе Москва – Владивосток выстрелом в голову из ружья убили байкера, решившего поколесить по просторам Родины.
– Везде страшно. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Мы можем всю жизнь сидеть в мегаполисе и бояться всего, никуда не выезжать, а потом на нас кирпич свалится или сосулька, как это бывает каждую зиму.
Я ездил по России автостопом. В отличие от обычной поездки, это дает потрясающее ощущение духовного опыта. Потому что в какой-то момент ты понимаешь, что от тебя не зависит уже ничего… Почему бы и нет? Не страшно прыгать с парашютом, летать в космос, опускаться с аквалангом в глубины, на лыжах на невероятной скорости съезжать с горы? Ну, а что тут делать? Мы же все умрем. Другой вопрос как: трясясь от страха или наслаждаясь жизнью?
– А вдохновение?
– Я не ищу его так прямо. Путешествие дает какой-то новый взгляд на многие вещи. И по музыке я многое переосмыслял в поездках. При этом, конкретно о ней я не думал, просто приезжаешь куда-нибудь и вдруг что-то понимаешь.
Это как шаг назад художник делает, чтобы посмотреть на картину, так и мне надо немного отдалиться от творчества, отдохнуть, чтобы поймать суть.
ДОСЬЕ «КП»
Theodor Bastard – питерский этно-электронный коллектив, созданный в 1996 году. По сути, является единственной группой в России, играющей такую музыку. Отличительная черта – серьезный подход Федора Сволочи к аранжировкам и уникальный голос вокалистки Яны Вевы. Отнести группу к какому-то определенному жанру нельзя – от экспериментально-шумовой музыки до этно-готики и трип-хопа, все это Theodor Bastard.
Коллектив в разное время сотрудничал с известным немецким продюсером Стефаном Хетрихом, музыкантами Мартином Аткинсоном (Ministry, Pigface), Питером Кристоферсоном (Coil) и многими другими. Также в числе достижений – выступление в Санкт-Петербурге на разогреве у Nine Inch Nails.
Источник: https://www.kp.ru/daily/24580/750382