Обитаемая вселенная Theodor Bastard

1 ноября в столичном клубе Re:public презентовали свою новую программу единственные в своем роде представители российской этноэлектроники Theodor Bastard. На концерте побывал корреспондент OPEN.BY.

И хотя у себя на родине и даже в Европе группа хорошо известна, не раз участвовала в престижных фестивалях, и с ней сотрудничали музыканты со звездными именами, концерты Theodor Bastard дают нечасто, потому что очень тщательно готовят каждую свою программу. Музыканты впервые выступали в Минске с большим сольным концертом, но несмотря на это обстоятельство поклонников в Беларуси у них предостаточно.

История коллектива началась в 1996 году, когда в компьютере путешественника и экспериментатора  Александра Старостина, выступающего под псевдонимом Фёдор Сволочь, появились первые записи его проекта, которые не имели какой-то определенной стилистики и отличались  довольно издевательским отношением к звуку. В 1998 году Федор знакомится с Яной Вева, которая становится постоянной участницей, а позже и вокалисткой проекта. После успешного совместного концерта в Галерее Экспериментального Звука в 1999 году музыканты решают сменить название коллектива  на новое, более отражающее его музыкальный стиль,  точнее полное  его отсутствие  – Theodor Bastard . В английском языке «Bastard» значит не только «незаконнорожденный», но и  — «помесь», «микс», «смесь».  Это слово как нельзя лучше, отражает суть творческого метода группы, а  именно полистилистику, где элементы разнообразных музыкальных жанров, словно краски на палитре живописца, смешиваются  друг с другом,  рождая с каждым разом абсолютно новое музыкальное направление.

Ранние выступления Theodor Bastard  на публике отличались своеобразной эстетикой, направленной на введение слушателей в транс.  Музыканты выступали в противогазах и конструкциях похожих на шлемы «универсальных солдат». Звуки дыхания в противогазах смешивались со звучанием  инструментов, среди которых были и пластины от глянцевателя, дверные пружины и даже старые игровые приставки.

Интерес к необычным инструментам у Theodor Bastard  сохранился и после увлечения Федора и Яны народной музыкой. В записи их последнего альбома «Oikoumene» (в переводе с древнегреческого – обитаемая вселенная), на композициях которого была, в основном, построена программа концерта, звучат акустические инструменты, привезенные ими из путешествий – даф, дойра, думбек, удо, калимба, реко-реко, кашиши, ашико, талкинг драм и множество различных джамбеев и конгас.

Особенно удачно вписывается в звучание новых песен китайская флейта «баву» и африканская арфа «кора». По вполне понятным причинам в концертной программе партии  многих из этих интереснейших  этнических инструментов, использованных в студийной записи,  были заменены синтезатором и сэмплами.  И, тем не менее, за время выступления со сцены прозвучало достаточно много экзотических духовых, достойным образом оттеняя уникальный вокал Яны в ее песнях, вдохновленных традициями и верованиями коренных племен из различных удаленных уголков мира. Ее прекрасный голос уже сам по себе оказался способным унести слушателя куда-нибудь к берегам Замбези или на далекие тропические острова.

В нынешнем концертном составе Theodor Bastard, помимо Федора и Яны Вевы, присутствовали ударник, перкуссионист и клавишник, а также примкнувший к ним на этом выступлении специальный гость — мультиинструменталист Митя Гольцман (Zorge, Ned Hoper, Do-Re-Mi Orchestra), играющий на духовых, терменвоксе и мелодике.

Пикантную нотку восточных танцев в программу внесли белорусские танцовщицы из проекта Lilas Tribe, а также зрителям очень понравилось танцевальное шоу со светодиодными аксессуарами от Марии и Татьяны Юриных.

Концерт получился очень насыщенным и интересным.  Остается только надеяться, что Theodor Bastard   когда-нибудь еще порадуют своим  выступлением белорусскую публику. Мне кажется, что организаторам белорусского ежегодного фестиваля этнической музыки «Вольнае паветра» стоит обратить на них свое внимание.

Надежда Дегтярева, OPEN.BY
Фото автора

Читать полностью:http://news.open.by/culture/93872


Просмотров: 1074